Третий визит студентов-физиков и молодых учёных России на Байконур (2004 год).


На горизонте- "Магнитка"

Первоначально летом этого года планировалось посещение в составе 19 человек в два этапа - на два запуска ракетоносителей. Однако затем, вследствие неоднократного переноса времени стартов, количество участников визита сократилось вдвое, еще один человек не смог приобрести билет на нужное время, а сами визиты были сокращены до одной поездки, ориентированной на старт РН "Союз" с кораблем "Прогресс М-50" 11 августа 2004 года.

Кстати говоря, сроки запусков РН в период июль - август были известны на космодроме уже давно и практически не переносились с апреля 2004 года, а о старте Прогресса было известно еще за год. Более того, итоговую картину стартов на август мы узнали даже раньше, чем об этом нас известила принимающая сторона - фирма "Тур-Сервис" (директор Валерий Константинов), которая и обеспечивала в этом году всю программу визита. Почему принимающая сторона так долго вводила нас в заблуждение - неизвестно.

Типичный ландшафт юго-восточной Башкирии

Было также заявлено, что мы являемся едва ли не первой в истории России официальной туристической группой на космодроме. До этого делегации АСФ России посещали космодром и старты по специальным приглашениям администрации города Байконур. В этот раз из приехавших восьми человек половину составляли "чистые туристы", приезжающие на космодром по договору за деньги. Это прибавило нам гордости за самих себя, но, как впоследствии выяснилось, отнюдь не оптимизма. Дело в том, что руководство указанной выше фирмы не смогло найти общий язык с одним из руководящих звеньев космодрома, не много - не мало - с директором Федерального Космического Центра "Байконур", в результате чего дорога на многие площадки космодрома была нам "заказана". На дополнительный запрос президента АСФ России Александра Арапова к администрации города и помощи в решении возникшей проблемы последовал ответ: если бы это была чисто студенческая делегация, а не туристы, как было изначально заявлено, то проблем бы не было, а в данном случае мы ничем помочь не можем. И это не смотря на то, что более половины группы были как раз студентами и аспирантами, выложившими кучу денег за визит почти наравне с т.н. "туристами"! К счастью нам все же удалось сделать главное - побывать на старте РН "Союз", что являлось главной целью программы визита.

Кроме того, по мнению всех участников визита, фирма "Тур-сервис" не проявляла "особого рвения", или, иначе говоря, "не вложила душу" к обеспечению широкого посещения различных памятных и интересных мест космодрома и города, и не уделила должного внимания интересам группы. Почти четверть всех выполненных программ были выполнены за счет настойчивости руководителя группы Александра Арапова.

На границе с Казахстаном. Очередь на пропускном пункте

Но, обо всем подробнее.

Итак, 9 августа, в 7 часов 26 минут утра группа из Екатеринбурга и Перми в составе: Александр Арапов, Андрей Захаров, Тимур Айнулин и Михаил Тарантин прибыла на поезде № 23 (Актобе - Алма-Ата) из Актобе. В Актобе группа прибыла на машине Александра Арапова прошлым днем (отчеты о поездке прилагаются отдельно). В это время на перроне станции Тюратам нас уже ждала группа из Санкт-Петербурга в составе: Александр Гагарин и Кузнецова Татьяна, прибывшие за три часа до нас на поезде "Харьков - Ташкент". Несколько позднее, к обеду, к нам присоединился Евгений Кондаков из Ростова на Дону, а ночью прибыл также Илья Крупин из Екатеринбурга, спрыгнувший в буквальном смысле слова с пароходного круиза по Волге в районе Саратова. Итого набралось вместе с руководителем - 8 человек.

А это - типичный ландшафт дороги между Орском и Актобе

Группа разместилась в этот раз в самом центре города - гостинице "Центральная". После размещения - завтрак в офицерской столовой летчиков (напротив первой школы) и затем началась экскурсионная программа. Первый день был полностью посвящен городу: музей истории строительства города и космодрома в Городском Дворце Культуры (ГДК), затем поездка по улицам и памятным местам города, нулевого квартала с экскурсоводом. Совершенно замечательная и интересная программа. Однако, в качестве рекомендации к улучшению городского цикла программы посещения, её обязательно следует расширить и включить также в программу: посещение Международной Космической Школы (МКШ), музея 4-го отдела (Измерительного Комплекса космодрома), а также музея связи. Разумеется в "городскую" часть программы должен также войти комплекс гостиницы "Космонавт".

После обеда мы впервые выехали из города и направились на машине в район комплекса - памятника "Коркыт - Ата" в 70-ти километрах от Байконура. Это местная достопримечательность Казахстана, связанная с одним из почитаемых и легендарных древних мудрецов и целителей - Коркыта (9-10 век н.э.), который, кстати говоря изобрел местный музыкальный инструмент - _________ . Экскурсия была весьма познавательной и довольно интересной, но, опять же на наш взгляд, устроителям визита следовало бы посоветоваться с группой о возможности изменения программы. Дело в том, что транспорт стоит довольно дорого, к тому же произошли большие временные потери (мы вернулись только в 9-м часу вечера), а вместо этого мы могли бы посетить памятные и интересные места космодрома без посещения площадок (шахты Р9А, Р-16, "Сатана" и пр.). Не следует забывать, что люди сюда приехали прежде всего на КОСМОДРОМ, а уже потом на всякие местные фольклорные достопримечательности.

Пассажиры Ежика, слева направо: Тимур, Андрей, Михаил, Илья (в обратном пути)

Забегая вперед скажу, что в самый последний день мы все же пытались выбраться к указанным выше местам самостоятельно и даже нашли транспорт, но у нас к сожалению не осталось времени на оформление всех пропусков и разрешений - нам не хватило буквально полдня:

Вечером, после Коркыт-Ата, мы опоздали на ужин в столовую и решили подкрепиться в одном из лучших открытых кафе города, т.н. "Щели" - у юрт. Великолепное пиво - местный бренд "Шимкентское", шашлыки из баранины за 45 рублей штука прибавили нам настроения. Ничто не предвещало неприятностей - на завтра планировалось посещение площадки 95 - стартовых комплексов и монтажно-испытательных корпусов "Протон". В этот же момент стало известно о запуске Межконтинентальной Баллистической Ракеты (МБР) в том же районе в тот же день. Также я "краем уха" планировал все таки попасть на остатки шахт Р9А и Сатаны:

...а это его водила

Но все наши мечты рухнули, когда мы даже не успели еще поужинать. Нас нашел Валера Константинов, который сообщил (пока только лично мне), что возникли неприятности с ФКЦ и поездок не будет. На мой вопрос - а что мы будем делать завтра - он пожал плечами и сказал - что завтра после завтрака нужно быть просто готовыми к поездке. Ну, типа: - гостиница "Космонавт" будет точно:

Вот с таким вот настроением я и встал утром. Эту новость я был вынужден сообщить сразу после завтрака. Здесь я совершил первую ошибку - мне следовало сразу же действовать самостоятельно и уже искать транспорт и контакты на посещение интересных мест города и космодрома, однако я попытался выйти на администрацию. Ответ вам уже известен, а я потерял драгоценное время.

Байконур виден уже с трассы Москва - Ташкент. Это - станция дальней космической связи "Сатурн"

В итоге до обеда мы "самораспустились" по городу до 13.00. За это время мы с Евгением Кондаковым успели забраться на осветительную мачту местного стадиона, снять панораму города, затем мы потусовались на местном пляже и переплыли Сыр-Дарью. Стоя рядом с верблюдами, уже на том берегу, мы увидели вездесущего Валеру, который нас и здесь нашел каким то образом, а Илья и Миша о чем то кричали и звали нас назад.

К слову сказать - было очень жарко все дни посещения. Более того, температура росла день ото дня и, если к началу визита, было около 30-32, то к концу поездки температура достигала до 38-40 градусов в тени! Поэтому, как только мы с Женей вышли из воды - уже через пару минут были сухими (т.е. вышли сухими из воды) - сразу пошли к гостинице. Если это можно назвать ходьбой - песок под ногами был похож на раскаленные угли:

Вся группа физиков на фоне стартовых комплексов РН "Протон", слева направо: в темных очках двое - сопровождающие, Илья Крупин (Екатеринбург), Михаил Тарантин (Пермь), Евгений Кондаков (Ростов-на-Дону), Кузнецова Татьяна (Санкт-Петербург), сидят: Тимур Айнулин (Екатеринбург), Андрей Захаров (Екатеринбург), Александр Гагарин (Санкт-Петербург).

Потом выяснилось, что спешили зря - пришлось ждать еще минут 30-40. И вообще - к концу поездки слово "ожидание" было обыденным, что очень всем не нравилось. Ничего нет хуже неопределенностей, а торчать в гостинице в 35-40-градустную жару без кондиционера (увы, нам не досталось!) - дело не очень то приятное:

В конце - концов выяснилось, что удалось пробить разрешение на поездку на старт МБР в районе площадки - 81 (стартовые комплексы "Протон") в 50 км от города. Мы сели в микроавтобус и уже через 40 минут были на территории космодрома.

На трибунах для гостей в ожидании старта РН "Союз"

Наконец-то! Наконец то мы на космодроме! Каждый раз, когда я заезжаю на эту территорию, меня не покидает чувство чего-то родного. Даже город не оставляет такого впечатления - как космодром и его площадки (особенно 2-я). Для справки - сам город с населением в 70 тысяч человек находится на берегу реки Сыр-Дарья, у станции Тюратам на западе, а восточнее - северо-восточнее его - собственно сам космодром, который начинается в 20 - 30 км от города. К нему идут автомобильные и железные дороги из города. По территории космодром идет примерно с севера на юг на 80 - 90 км, а в глубину - от города - до самой восточной площадки - примерно на 50 км. Это довольно большая территория, на которой и расположены шахты, МИКи и пусковые комплексы. Начало территории космодрома можно видеть из города и проезжающих мимо поездов в виде измерительных комплексов "Сатурн" и "Вега" (чашки радиоантенн дальней космической связи и системы слежения за спутниками). 95, 81 и 200 площадки, куда мы ехали - это северная часть космодрома и одна из самых дальних. Мы приехали туда только через час после того, как пересекли КПП космодрома.

...мы буквально не успели приехать, как нам сообщили, что старт перенесен на следующий день! Обидно, нечего сказать. Однако мы успели сфотографироваться на фоне стартовых комплексов Протона. Я попытался было договориться о поездке на шахты, но мне ответили, что сейчас, скорее всего, нас ждут в гостинице "Космонавт", поэтому нужно скорее возвращаться:

Союз с кораблем Прогресс на старте!

Как и следовало ожидать - в гостинице нас уже никто не ждал, её посещение было отложено на следующий день, а мы опять потеряли время. По сути весь день прошел впустую, если не учитывать подвиг двух "экстремалов" (меня и Жени) с вышкой и рекой, а также фото стартовых комплексов "Протона".

Однако нас "грела" мысль о завтрашнем дне: старт Союза, посещение второй площадки, Гагаринского старта, прототипа корабля "Буран" и возможность вновь попытаться увидеть старт МБР, то есть два старта за один день!

Отдых после старта в "настоящей юрте" - два...типа...казаха...)))

Накануне мы неплохо прогулялись и, опять же забегая вперед, могу сказать, что принимающей стороне также следует уделять время, или хотя бы легко "направлять" группу по вечерним досуговым мероприятиям. Хорошо, что я знал город, в противном случае группа просто не смогла бы определить - где лучше и эффективнее, с наибольшим интересом отдохнуть. В результате мы посетили местный пляж, сероводородный источник, ЦПКиО, местный "Арбат" и много других интересных мест:

Утро 11 августа в гостинице напоминало сборы коммандос на особое задание: оптика, штативы, фото и видеокамеры, бутыли с холодной водой, питание, обязательная шляпа на голове - ну супер - сборы! В 9.00 мы выехали на площадку №2 - центральная часть космодрома, где расположен МИК и стартовый комплекс Союзов ("Гагаринский старт"), ИП-1, где я служил два года и куда мы должны попасть на смотровые трибуны и откуда увидеть старт РН "Союз" с кораблем "Прогресс - М50" в 11 часов 04 минуты. И, как потом ожидалось, мы не едем на обед, а практически весь день пробудем на космодроме.

Первопроходцы космоса...монумент...)))

...начало было лихим - мы действительно легко въехали на ИП-1 и попали на трибуны и я вновь оказался на территории своей родной части. Однако меня никуда дальше трибун не пустили и более того - запретили снимать камерой вокруг - только сектор старта Союза. Ну и ладно - а ракета уже стояла на месте и от неё шел легкий "дымок" азота, обслуживающие фермы еще сведены - до старта целый час. Мы приехали одними из первых и я еще удивился - почему так мало народа? Однако через полчаса моё удивление сменилось другим - и откуда - кто взялся - куча гражданских, какие то японцы, дети, военные - площадка перед трибунами напоминала фойе Большого Театра - эдакий бомонд! Я видел такое впервые, ибо во время службы нас сюда просто не пускали (типа не фиг нам солдатам - серости эдакой, смотреть на Великое, до сих пор обидно, хотя трижды я на свой страх и риск умудрялся смотреть на старты еще ближе, чем от трибун), а в 2000 году мы наблюдали Протоны прямо с дороги.

Зрелище от зрителей мне одновременно понравилось и одновременно нет. Порадовали японцы - они искренне переживали за успех старта и даже аплодировали, когда через пять минут было сообщение об успешном выводе Прогресса на орбиту. "Наши" же в основном деловито общались, некоторые пили пиво, которое с успехом продавалось тут же у "Чепка" (где я работал три наряда вне очереди) и "чисто конкретно" пожимали друг другу руки и обсуждали какие то там дела:

В гостинице "Космонавт" - последнее интервью перед "полетом"))

Совершенно особняком выглядела наша группа со своими штативами и оборудованием, нас даже как то обходили стороной, от чего я постоянно прикалывался и с удовольствием общался с военными этой части, своими коллегами:

Но вот наконец то старт! Так много ожидания и так быстро все прошло - за какие то две минуты! Ожидали большего - больше света, больше грохота, больше эффекта и еще хотели увидеть отделение 1-й ступени. Но был день, поэтому световой эффект был не так силен, а грохот лет 20 назад был больше, чем сейчас (кстати, почему это?).

В кабине корабля "Алмаз", в свое время реально побывавшего на орбите (без экипажа)

Но зрелище все равно незабываемое и под его "шумок" одна из соседних групп из Главного Штаба Космодрома "сперла" рюкзак Ильи Крупина с документами, деньгами, сотовым телефоном и прочей "мелочью": И, как только "Прогресс" вышел на орбиту, после аплодисментов японцев, на ИПе начался скандал - собственно речь шла о том, что НАСТАРТЕ СДЕЛАЛИ ГОП-СТОП! Вот те на!!!...Слов и нету: Разумеется настроение у группы и у Ильи было изрядно подпорчено, но мы пришли к выводу, что, скорее всего, в спешке, кто-то по ошибке взял рюкзак и не стоит переживать, он найдется. На том и порешили и быстренько отправились на соседний музей второй площадки, где также "очень быстро", с группой иностранцев, пробежались по экспозиции, а через час (!!!) после старта мы уже стояли на том самом Гагаринском старте, откуда только что в космос улетел очередной "Союз", где начиналась космическая эра, где стартовал первый спутник, первый космонавт и только что в космос ушел корабль "Прогресс!

Надо сказать, что наша группа, вообще то, сделала в этот раз уникальный маневр - редко кто из "простых смертных" может побывать на старте через час после пуска и наблюдать за работой боевого расчета старта после ухода ракеты в космос! Вот за это Валере нужно сказать спасибо, но опять же, все прошло слишком быстро - мы просто не успевали осознавать происходящее! Поначалу, как я понял, у многих даже захватывало дух от происходящего, но уровень романтического адреналина постепенно уменьшался при виде обыденной работы профессионалов на стартовом комплексе: кто-то деловито таскал огромные шланги, кто-то с легким матом что-то выбивал из конструкции наверху, а "главный специалист", с удовольствием рассказывавший нам о тонкостях будничной работы комплекса, судя по всему, просто торопился на обед: Что-ж, наверное правильно - так и должно быть.

Потом нам сообщили, что старта МБР не будет и надо срочно возвращаться в город - в ту же гостиницу "Космонавт" (в общем, из за неё мы уже дважды срывались по чем зря). В итоге мы лишь на 5-10 минут заехали на прототип Бурана, не посетили даже домики Гагарина и Королева, не остановились на "Гагаринском пригорке" и быстро вернулись в город. Далее, после обеда, мы все таки действительно посетили гостиницу "Космонавт", где совсем недавно прошел большой ремонт и сейчас её внутри трудно узнать. Мы быстро пробежались по коридорам (но я успел таки посидеть на унитазе, где был космический турист Тито), посмотрели аллею космонавтов, где также обнаружился прогресс по сравнению с прошлыми годами, а затем Илья с Валерой поехали в милицию искать рюкзак:

А теперь представьте наше удивление и злость, когда мы тут же, в городе, узнали, что старт МБР :состоялся в 16.15 и мы не дождались всего каких то 2,5 часа! То есть нас практически заранее ввели в заблуждение и вся наша суперподготовка к выезду на весь день пошла зря, кроме оптики на старт Союза:

Жаль, было просто по человечески жаль, но не было желания и даже сил обвинять в чем то Валеру и К, поскольку только что мы были на старте и на стартовом комплексе! Вот с такими противоположными чувствами мы заканчивали этот великий для многих из нас день, за кружкой прохладного "Шимкентского":

Самая грубая ошибка, или просчет принимающей стороны заключалась в том, что они, очевидно, недостаточно осознают важность момента посещения космодрома и стартов нашими группами. Многие из ребят добирались до космодрома с большим трудом, потратив для себя очень большие деньги. И самое главное - больше в жизни, скорее всего, из них сюда никто не приедет. Для них это посещение - как яркая вспышка в своей жизни и разумеется они готовы не спать сутками, лишь бы увидеть побольше, поинтереснее! Соответственно и принимающая сторона, не смотря на все обстоятельства, должна проявлять должную отзывчивость, вкладывать душу и стараться выполнять все пожелания приезжающих групп - по мере возможности, а также максимально информировать участников визита о предстоящих мероприятиях и обсуждать совместно варианты их проведения:.

...чего и не было сделано. С самого начала нам выдали маленький листок, на котором была написана программа на три дня, которая была выполнена лишь наполовину и, не смотря не все наши усилия, она не исправлялась согласно нашим пожеланиям. Более того, после посещения гостиницы "Космонавт" 11 августа и ужина в юрте вечером того же дня, не смотря на то, что у группы оставался целый день в запасе, Валерий Константинов полностью прекратил работу с группой (кроме покупки билетов, про которые отдельная песня из двух строк - во время надо покупать!). Таким образом, 12 августа и первую половину 13 августа мы были предоставлены сами - себе!

Конечно, главная цель была достигнута, но неприятный осадок остался. 12 августа мне самостоятельно удалось договориться с музеем 4-го отдела и МКШ и сделать экскурсии. Причем получилось все очень здорово, интересно, а в МКШ для нас даже сделали три старта маленьких ракет (!), кроме того все с удовольствием позировали в кабине космического корабля "Алмаз". Позднее я так же выяснил, что мы могли бы выехать на космодром самостоятельно и даже нашел транспорт, но было уже поздно.

13 августа, перед отъездом, мы побывали на рынке, где купили нашивки "Космические войска". С сувенирами ничего не получилось, потому что, как ни странно, на космодроме и в городе их просто нет! Лишь в музее ГДК нам предложили наклейки и значки, но несколько унылого вида, а также подарили постеры. Валера и К подарили нам по CD-диску (о его содержании и качестве можно спорить долго) и "сертификаты участников запуска РН Союз". И это - всё. Позднее, уже дома, мы были неприятно удивлены качеством и собственно самим набором фото и видеоматериалов. Хотя подборка информации была неплохой. Наши материалы выглядели куда гораздо качественнее, чем у них! Как говорится - есть над чем поработать. В общем сувениры и фото, видео материалы на Байконуре на сегодня - непаханое поле. Единственное ценное, что нам предоставил (за деньги разумеется) один из сотрудников фирмы - Игорь - это красивейший дайджест - программа запуска "Прогресса - М50" в виде журнала, жалко только что уже после старта (что то типа "либретто" перед балетом).

...а рюкзак Ильи таки нашелся! Еще за 4-5 часов до его обнаружения мы просмотрели все свое видео и фото, надеясь на них определить потенциального "вора". "Следствие колобков" велось почти полтора часа в одном из номеров гостиницы, в итоге мы на 70% угадали виновника происшествия, а служба режима космодрома быстро обнаружила рюкзак на КПП космодрома в одном из автобусов, следовавших из площадок в город. Причем пассажиры автобуса были очень рады от него избавиться.

13 августа, в 17.12 мы с трудом сели в поезд на станции Тюратам, посадив безбилетного Мишу Тарантина в наше СВ-купе (одного билета не было). Так мы и ехали все вместе - впятером в этом купе. Позднее Андрей ушел на свое место в соседний вагон, Миша залез на багажную полку, Илья лег на пол между нижними полками (в СВ только нижние полки), а мы с Тимуром - как короли, почивали на "перинах". И это был единственный вагон, где коридоры были пустые! В остальных, даже в купейных вагонах - было страшно смотреть - наши электрички в час пик и то свободнее:

Вот так и закончился наш очередной визит на Байконур. И снова жаль, что так мало и так быстро. Но этот визит впервые дал столько новой информации о возможностях посещения и реальных делах в городе и космодроме, что позволит в дальнейшем качественно улучшить следующие поездки. Я на это надеюсь.

Первый визит АСФ в 2000 году остается самым лучшим и, в прямом смысле, уже легендарным визитом на космодром (принимающая сторона - МКШ, директор Дмитрий Шаталов).

Говорить о развитии, или даже о начале туризма на Байконур преждевременно по двум причинам - несогласованность многих руководящих структур и различных организаций в Москве и космодроме по этому вопросу, а также неопытность на грани несостоятельности одной из принимающих сторон.

Поэтому, скорее всего, программы визитов на космодром будут продолжены в рамках поездок студентов - физиков и молодых ученых как специальные поездки с надеждой возобновления сотрудничества по туристической схеме.

По итогам поездки в Екатеринбурге на местном телевидении было дано интервью и показаны видеоматериалы о поездке в новостях "Вести - Урал", готовятся к выпуску два CD - диска с фото и видеоматериалами поездки. Одновременно, совместно с одной из сторон города Байконур, проводится работа по исправлению возникшей ситуации.

Автомобильный отчёт о поездке "Екатеринбург - Актобэ"

Автомобильный отчёт о поездке "Актобэ - Екатеринбург"


© APS of Russia Site Building Group, Ekatherinburg-Novosibirsk, Russia ::: Last Updated:
TopList