"Байконур. 20 лет спустя."


… в полутёмном коридоре военного госпиталя выстроилась неровная шеренга солдат. Поднятые "как обычно" в два часа ночи со своих кроватей по прихоти старшины госпиталя, мы стояли, едва справляясь со своим сном и травмами, которые получили перед тем, как попасть сюда. Старшина-сержант деловито надел боксёрские перчатки и, рассказывая о своём трудном детстве в Ингушетии, стал поочерёдно подходить к каждому и требовать отчёта о проведенном дне. Если ответ не нравился, то раздавались несколько сухих ударов перчаток… Так, постепенно, с левого края шеренги он продвигался к правому, где стоял я. Придерживая свою рану на правой ноге, я, слегка наклонившись вперёд, так же как и мои соседи по строю, напряжённо следил за его продвижением.

Коридор шириной около трёх метров сзади нас ограничивался стеной с дверями, которые вели в наши больничные палаты, а с другой стороны, перед нами, был небольшой холл с широкими и высокими окнами… После того, как мой сосед слева, вскрикнув, схватился за челюсть, старшина встал передо мной. Он смотрел на меня, а я смотрел на окна позади него, где в сумраке казахстанской полупустыни, в двух километрах от нас, виднелись очертания Первых ворот во Вселенную нашей цивилизации - Гагаринского старта… Это был космодром Байконур - март 1981 года…

…30 октября 2000 года. Екатеринбург. Вот уже который день я пытаюсь закончить отчёт о нашей поездке на космодром, состоявшейся с 31 июня по 6 июля в этом году. Первой поездки-визита АСФ России и первой в истории России поездки студенческой делегации на космодром Байконур. Но, несмотря на освободившееся сегодня время, я прервал работу, чтобы посмотреть по Internet'у NASA-TV репортаж о подготовке к полёту первого экипажа Международной космической станции на Байконуре. Моё сердце дрогнуло, когда я увидел, как Гидзенко, Крикалёв и Шеппард вошли в музей космодрома и стали расписываться в книге посетителей - именно в той книге, где мы оставили свои подписи четыре месяца назад! Удивительно приличная скорость связи по Internet с NASA сегодня позволила также посмотреть и то, как они были в домиках Гагарина и Королёва, монтаж носителя "Союз" в МИКе и его установку на Гагаринском старте… Том самом старте, на который я так безнадёжно и почти ничего не понимая от усталости, смотрел через плечо старшины почти 20 лет назад… Мог ли я предполагать тогда, что через 20 лет я вновь прикоснусь к истории и смогу вот так запросто, сидя у компьютера, смотреть прямой репортаж о старте с Байконура в Екатеринбурге через Хьюстон?!…


В ночь с 29 на 30 июня четверо представителей АСФ России: президент АСФ Александр Арапов (Екатеринбург), президент АСФ Санкт-Петербурга Евгений Бражкин, студенты-физики Пётр Толстой и Дмитрий Сухачев (оба из Санкт-Петербурга), высадились из поезда "Москва-Бишкек" на совершенно неприметной на карте мира станции под названием Тюра-Там. Так начался первый в истории нашей Ассоциации, да и истории существования студенчества России в целом, визит студентов-физиков на космодром Байконур.

...спустя 18 лет снова на своем месте! На гостевых трибунах перед Гагаринским стартом (расстояние - примерно 2 км). Когда-то ваш покорный слуга был командиром отделения, которое отвечало за уборку этих трибун.

В данном кратком рассказе-отчете об этом визите я не буду слишком подробно и в литературно-художественном стиле описывать все приключения и впечатления, полученные нами за эти дни, равно как и мои воспоминания 20-тилетней давности за время службы на космодроме (об этом несколько позднее будет написан рассказ). Здесь же вы сможете узнать достаточно подробно и хронологически точно о всем, что мы видели, слышали, встречали и обсуждали с представителями космодрома и города Байконур с приложением небольшого количества фотографий и видеоматериалов. Несколько позднее также появится подробнейшая фотогалерея о поездке с комментариями. Кроме того, сейчас готовится к выпуску специальный раздел сайта АСФ России, посвященный программе визитов студентов-физиков, в том числе отдельный сайт, посвященный городу и космодрому Байконур. На данном сайте, рассчитанным для студенческой аудитории вы сможете увидеть не только наши отчеты о визитах на космодром, но также общую информацию о городе, его жителях, о программах, проектах и новостях в деле освоения космоса, а также множество интереснейших ссылок (в том числе и прямые репортажи в интернет с орбиты и стартов)…

На пути в Байконур... У входа физфака Самарского университета; Евгений Демидов и Дмитрий Пчелкин.

Итак, днем 28 июня вся делегация АСФ собралась в условленное время и условленном месте (на квартире у Ольги Пахомовой, которой за гостеприимство и помощь отдельное и большое спасибо) в Самаре. После непродолжительной и увлекательной экскурсии по городу и физфаку СамГУ (где была встреча с деканом физфака), а также посещения уникального не только в России, но пожалуй и мире - железнодорожного вокзала Самары (это без "балды" - действительно ультрасовременный вокзал, где на перрон можно попасть на лифте!), мы этим же вечером совершили посадку (космический термин) в купейный вагон скорого поезда Москва - Бишкек. Стоимость билета на каждого составила 1300 рублей с учетом того, что ехать до станции Тюра-Там всего сутки с небольшим (для сравнения - от Екатеринбурга до Самары ехать почти столько же, но стоимость составляет 230 рублей). Как выяснилось, основная "надбавка" за стоимость происходит именно за "транзит" через границу. Поэтому обратно мы решили попробовать добраться на перекладных и найти более дешевый путь. Ни о каком сервисе и качестве обслуживания на данном поезде и речи быть не может. Полуразбитые в купе стекла окон, никаких кондиционеров (при жаре до 42), туалет… лучше вообще не вспоминать. При этом киргизские проводники умудрялись из купейного вагона делать мини-электрички и подсаживать всех и вся в коридоры вагона и тамбуры на каждой остановке… Но, надо сказать, что романтика и необычность пейзажей за окном с лихвой покрывают эти неудобства. Хуже, говорят, есть только еще поезд Москва - Ташкент. Самые лучшие поезда - казахстанские. Но об этом позже.

Через сутки с небольшим, около 2-х часов ночи 30 июня мы вышли на станции Тюра-Там Кзыл-Ординской области Казахстана. Это и есть основная станция и вокзал города Байконур (ранее город Ленинск). На вокзале нас уже ждал автобус - новенький "Пазик", принадлежащий международной космической школе (далее - МКШ) города, а на самом перроне - директор школы Дмитрий Владимирович Шаталов. Успешно миновав КПП города, уже через 30 минут мы были на территории МКШ. После непродолжительных переговоров и плана действий на утро и следующий день, около 5.00 утра 30 июня мы расположились на сон в двух квартирах в одном подъезде жилого дома, переданного также администрацией города МКШ (получилось что-то вроде общежития-гостиницы, конечно не совсем "люкс", но достаточно комфортно - есть кухни, душ, ванна, а у нас с Евгением был даже телевизор, видео и холодильник). Спали при открытых окнах - благо ночью во время нашей поездки устанавливалась прохлада - до 28 градусов…

30 июня, уже в 9.00 - подъем, через час первый завтрак в нашей импровизированной столовой в одном из учебных классов МКШ, где наряду со школьными партами в аудитории спокойно стоят дюзы от ракетных двигателей и различные, по нашим меркам уникальные, экспонаты и стенды.

Во дворе международной космической школы. Здесь прохладно в тени деревьев и у арыков с водой. А также есть интересные экспонаты для "детей" послешкольного возраста. ;-)

Затем состоялась встреча и обсуждение программы взаимодействия АСФ и МКШ, а также программа нашего пребывания на космодроме. Она прошла при участии Дмитрия Шаталова в его кабинете, где все было необычно (обилие интересных фото, моделей ракетоносителей и другое) и прохладно. Кроме того, ожидая автобус, мы кратко ознакомились с МКШ в целом. Особенно заинтересовали классы, оборудованные для кружка авиа и ракетомоделирования (эти кружки, кстати, довольно известны среди любителей подобного вида спорта в России, Казахстане и за рубежом, а на базе самой МКШ ежегодно проводятся международные соревнования по ракетомоделированию - запускам маленьких ракет), а также выставка - музей ракетной и другой техники, где есть даже настоящий спускаемый аппарат космического корабля "Алмаз" (который так и не вышел на орбиту) и многое другое, что мы общупали и облазили с большим удовольствием, а в одном из аппаратов оставили значок АСФ .

Около 12 часов дня на автобусе мы отправились в свое первое путешествие по городу. Первым пунктом поездки стал комплекс гостиницы "Космонавт" (где все космонавты останавливаются перед полётом в космос). Нам удалось не просто побывать у гостиницы, но, благодаря какому-то непонятному для меня до сих пор благосклонному расположению работников гостиницы (кстати - данный эффект не раз наблюдался и на других объектах космодрома: нас встречали не просто хорошо, а очень добродушно и приветливо, и именно за счёт этого, очевидно, нам удалось увидеть гораздо больше, чем мы ожидали и планировали), - побывать внутри: в номерах, где ночуют и живут космонавты, где отдыхают, на тренажерах и даже… в конференц-зале, где они дают последнее интервью перед стартом - за непроницаемым стеклом (в гостинице в этот момент обсервационнный режим).

Первый день визита на космодром, у комплекса гостиницы "Космонавт". Вот именно этим составом мы знакомились со всем космодромом, слева направо: Александр Арапов (Екатеринбург), Евгений Демидов (Санкт-Петербург), Петр Толстой (СПб), Дмитрий Шаталов (Байконур), Дмитрий Пчелкин (СПб).

На память у входа в гостиницу мы оставили вымпел АСФ. Кроме того мы совершили прогулку по аллее космонавтов, где растут деревья, посаженные начиная от Гагарина - до последнего космонавта, побывали рядом на побережье Сырдарьи, посмотрели на один из специальных автобусов для перевозки космонавтов на старт (супернавороченный "Мерс" - наверное дороже, чем сам космический корабль !).

Около 15.00 мы, в сопровождении помощника директора МКШ Сергея, отправились в самостоятельную прогулку по городу: прошли по проспекту Королёва, мимо ракетоносителя "Союз", памятника С.П.Королёву, побывали на местном "Арбате", на центральной площади города, у Дома офицеров, Дворца пионеров, бассейна, у памятника маршалу Неделину… В целом город оставил очень приятное впечатление и нам было очень удивительно слышать от местных жителей, что еще 4 года назад здесь творилось нечто ужасное - самостийные поселения казахов в дома, массовый отъезд жителей в Россию, дома без света и тепла, - город тогда постепенно приходил в упадок. Однако, с подписанием соглашения по Байконуру между Россией и Казахстаном, а также приходом нового главы администрации Геннадия Дмитриенко - ситуация в корне изменилась - сейчас город прогрессирует и находится в хорошем состоянии, хотя проблемы. конечно, есть…

На одной из центральных улиц Байконура. Местный "Арбат". Температура воздуха +40. Все деревья окружены небольшими арыками и искусственной системой полива. Без этого здесь ничего бы не выросло...

После обеда мы отдыхали - кто в МКШ пытался найти Интернет, кто в гостинице, снимались на фото и видео у МКШ и т.д. Хотя, конечно, следовало-бы спать, так как ночью нам предстояло отправиться на старт носителя "Протон".

1 июля 2000 года, около 1 часа ночи на автобусе МКШ, вместе с Дмитрием Шаталовым и водителем МКШ Аманом - мы выехали на старт носителя Протона. Расстояние от города - до площадки, где находятся стартовые комплексы Протонов - около 70-ти км. По пути директор МКШ подробно нам рассказал о том - сколько ему пришлось поставить подписей на разрешение побывать на старте. Даже сам вид того письма с кучей подписей уже вселил в нас ужас… До того, как прибыть на старт мы проехали около 3-х КПП, затем остановились в степи, в стороне от КП, на расстоянии около 2,5 км. от стартового комплекса…

Несколько слов о том, что происходило непосредственно до и во время старта: сначала к нам подъехала машина с каким-то военным начальником, который необычайно живописно рассказывал нам разные забавные истории из жизни космодрома и общения с "американами" (так здесь называют американцев). При этом, слушая его рассказ мы сами с напряжением, сквозь темноту полупустыни, через его плечи в погонах, смотрели на светящийся как огромный стадион стартовый комплекс и стоящую на нем ракету… Мы ждали… Но за рассказ все равно огромное спасибо. А самое главное - мы согласны с тем мнением, что американцы действительно "туповаты и ленивы"J. За 15-20 минут до старта рядом с нами встал еще один автобус и оттуда вышло большое количество…девушек в военной форме и мы представили себе - вот сейчас бы сюда еще столики с белыми скатертями и шампанским, то это было-бы неплохо… Но мы отошли подальше и далее смотрели старт на пригорке рядом. Весь старт неплохо описал в своём рассказе Пётр, я только добавлю, что, если честно, ожидал большего. Почему ? Да потому, что 20 лет назад я несколько раз видел старт Союза и могу сказать, что хотя этот носитель меньше Протона по грузоподъемности в 4 раза, но по грохоту и светоэффекту он превосходит его также в 4 раза! Очевидно вся причина в разном топливе (Союз на керосине, а Протон на гептиле). Тем не менее, Протон обладает своими неповторимыми особенностями на старте - какой-то, слегка зловещий, рокот - звук не сплошной, как у Союза, а рокочащий, как будто падает лавина из камней, и свет по сравнению с Союзом - у того ярко-жёлтый, а у Протона - как дневной свет и пламя от двигателей выглядит не как сноп огня, а как огромный фитиль от газосварочного аппарата. Причем при этом он еще имеет какую-то загадочную "чешуйчатую" форму - как бамбук…

Старт Протона прошел 1 июля в 3 часа 30 минут.

Ночной старт "Протона", 1 августа 2000 года.

В 4 часа утра мы остановились у ворот воинской части, где под землёй расположен командный пункт управления стартом всех межконтинентальных ракет, находящихся на Байконуре. В таком экзотическом месте - прямо в автобусе мы и спали до 7 утра.

В 7 часов утра дежурный офицер этой части проводил нас в солдатскую столовую, где мы попили местный кофе с молоком и хлеб с маслом (я при этом вспомнил все былые прелести солдатской кухни - похоже как было, так и осталось…). Далее. Тот же офицер пригласил нас в музей той же части. В этом музее бывал даже маршал Сергеев. Конечно это неудивительно судя по тому. что находилось у этой части под землей. Но в отличие от Сергеева нас под землю не пустили, а показали только этот музей - своеобразный "боевой путь" этой части. Довольно интересно, но мало технических подробностей. Однако та часть музея, которая рассказывала про людей, служивших на ней с начала 50-х годов меня заинтересовала больше всего. Особенно запомнился "дембельский альбом" части, где собраны фото её лучших старшин. Судя по их глазам и внешнему виду, было видно, когда в советской армии началась дедовщина - после 69 года лица старшин явно не внушали оптимизма…

Около 9-ти часов утра наш пазик какими-то окольными асфальтными путями, через пустыню космодрома, вывез нас на старый комплекс ракетных шахт, которые в своё время как раз управлялись из той части… Там мы пытались все добросовестно облазить, но не совсем получилось, так как внутри темно, а фонариков не было, поэтому полюбовавшись бетонными куполами огромных размеров и горизонтами космодрома, открывающимися оттуда, - мы затем отправились тут же осматривать местную природу и знакомиться с аборигенами - казахами, которые здесь же расположились в юрте у небольшого солёного озера…Надо сказать, что с физиологической точки зрения это оказалось очень кстати, так как мы стали быстро уставать, а кумыс и хлеб, предложенный казахами нас просто выручил (киосков на дорогах космодрома почему-то нет, а Дмитрий не предупредил нас, что мы будем ездить по космодрому сразу после старта и мы не были готовы).

На заброшенных шахтах межконтинентальных ракет космодрома. Еще 10 лет назад они были весьма грозным оружием, способные достичь любой точки Земли. Купола покрыты бетоном и в момент старта откатывались в сторону по рельсам. Глубина шахт - до 60 метров. Практически все закрыто, но "казахские диггеры" туда как-то попадают.

В 11.30 мы прибыли на место взорванной шахты (по договору СНВ-2) знаменитой межконтинентальной ракеты 2К18, или иначе прозванной американцами "Сатана". Жаль, что не было альпинийского снаряжения - так и тянуло залезть в 15-метровое отверстие шахты, уходящее на глубину до 60-ти метров. Кстати, не все шахты такого класса ракет взорваны. Около 2-3 еще действуют и из них иногда стартуют в космос мирные носители "Днепр" (или бывшая "Сатана")…

После этого, около 13.00, наш автобус неожиданно выехал на другое основное шоссе космодрома, которое заканчивалось бывшей посадочной полосой корабля "Буран" - ныне аэропорта "Юбилейный", способного принимать самолёты любых классов и размеров, существующих в мире.

Здесь, для полноты восприятия отчёта, я кратко остановлюсь на описании расположения космодрома. Как вы уже поняли, он находится в Кзыл-Ординской области Казахстана - это около 300 км восточнее Аральского моря, на берегу реки Сыр-Дарья. Непосредственно через него проходит железная магистраль, связующая Россию со среднеазиатскими республиками, а также шоссе Москва - Ташкент (ну не совсем шоссе, но Камазы проехать могут). Крупнее

Схема космодрома.

Размеры космодрома - около 60 км в ширину и до 100-120 км в длину. У его "основания", на берегу реки находится сам город. Его население на сегодня составляет около 70 тысяч человек (в начале 80-х годов население составляло около 80-ти тысяч человек, в момент освоения программы "Буран" (середина, конец 80-х) население возросло до 140 тысяч, а момент самого жестокого кризиса - в 1995 году упало до 45-50 тысяч (в основном за счет миграции военных)). Рядом с городом аэропорт, принимающий ежедневно самолёты из Москвы, посёлок Тюра-Там с железнодорожной станцией. От города на восток идет сеть железных дорог и шоссе по площадкам космодрома (самые ближние - от 20 км, самые дальние - до 90 км. от города). Все стартовые комплексы, измерительные пункты и другие производственные объекты расположены на этих площадках. Обсуживающий персонал добирается на них либо с помощью "мотовоза" - тепловоза с купейными вагонами, или на автомобилях и автобусах.

Условно космодром можно разделить на три направления от города: северо-восток - это "территория" НПО "Хруничева" (стартовые комплексы, МИКи и другое носителей Протон и Циклон), восток - центр - это "зона ответственности" корпорации "Энергия" - фирмы Королёва (стартовые комплексы и МИКи носителей Союз, стартовые комплексы, МИКи, испытательные стенды носителя "Энергия" и корабля "Буран") и юго-восток - предприятия и ведомства, основанные еще одним гениальным ракетным конструктором - Янгелем (комплекс носителя "Зенит", боевые испытательные комплексы). Кроме всего прочего по всей территории космодрома расположены ИП (измерительные пункты, телеметрические системы , станции дальней космической связи, радиопередающие комплексы, до сих относящиеся к военным ведомствам и потому для посещения менее доступны), а также части охраны космодрома и мирно пасущиеся казахские пастухи с сотовыми телефонамиJ…

Все запускаемые в космос ракетоносители уходят по вектору вверх - на восток. Таким образом сам город находится в полной безопасности. Хотя, конечно, иногда местным чабанам достаётся (может кто помнит скандал с носителями Протон). Но зато и цветных металлов эти-же "чабаны" "поттягивают", пользуясь ослабленной охраной на периметре космодрома, гораздо на большие суммы, чем причинённый экологический ущерб. Действительно - как такового "периметра" вокруг космодрома нет. Только у самих площадок есть колючая проволока, но и её можно без проблем преодолеть. Так что если вдруг кто-то захотел посмотреть старт космической ракеты может вполне реально проехать на любом внедорожнике по полупустыне на расстояние до 3-х километров и любоваться зрелищем… С одной стороны - это романтично (и почти именно так это и происходит, например, на мысе Канаверал), но с другой иногда доставляет хлопоты персоналу и жителям космодрома…

Но вернемся к нашей поездке. К аэропорту "Юбилейный", который находится на "центральном направлении", мы перебрались с "северо-восточного" направления по небольшой асфальтированной дороге. Полюбовавшись недолго издалека голубой и идеально ровной полосой порта (да, именно голубой - так она и выглядела при ярком солнечном свете), мы повернули обратно, но уже по другому шоссе, где нам предстояло проехать мимо всех комплексов корпорации "Энергия"…

И наш Пазик "зашуршал" по бетонке, по правой стороне которой простирались ландшафты полустепи, а по левой просто фантастическое зрелище, сутью которого являлись чередующиеся друг за другом объекты один необычнее другого: стартовый комплекс носителя "Энергия", испытательный стенд комплекса "Энергия - Буран" высотой с 28-этажный дом, МИК "Энергия - Буран", стартовые комплексы "Энергия - Буран", наконец один из прототипов челнока стоял во всей своей красе "прямо на улице", посреди открытого склада… Бетонка заканчивалась "второй площадкой" - той самой, где всё и началось: МИКи, Гагаринский старт, небольшой жилой комплекс, гостиницы, музей…

У стартовых комплексов "Энергия-Буран", на которые мы так и не попали. Впечатляют не только размеры, ни и какая-то кажущаяся легкость этих сооружений. Трубы, идущие сверху и вправо вниз - это аварийная система спасения экипажей (чего у американцев нет). Высота директоров (молниеотводов) - 120 метров. Сейчас эти старты в аварийном состоянии.

Хотя на 1 июля выдалась суббота, тем не менее, в 14 часов с небольшим, мы остановились у огромного МИКа корпорации "Энергия". Его высота достигает 80 метров, ширина - более 100 метров, длина - более 400 метров. Благодаря настойчивости Дмитрия Шаталова мы всё же оказались внутри МИКа. То, что мы там увидели - ошеломило нас. И вовсе не итальянцы, которые "внаглую" внутри огромного куба МИКа расположили свои "микромики" в виде контейнеров, у которых не только внутри свой туалет, но и даже воздух. И не поразительная чистота всего помещения. И даже не внешний вид того, что там находилось: три практически готовых носителя "Энергия" и один - четвёртый с тем самым Бураном, который побывал на орбите и стартовым блоком "Я". Поразило непонимание и внутренний протест от осознания того - как, почему пропадает всё это?! Почему наше государство так "обломало" своих конструкторов, рабочих, учёных, что даже уже готовые изделия не вышли на орбиту?!

Обида по этому поводу неоднократно сквозила в голосе у всех байконуровцев… А вообще Байконур и нашу космонавтику наше государство "кидало по крупному" дважды: первый раз, когда не мы, а американцы оказались первыми на Луне, а второй, когда Буран первый и последний раз коснулся посадочной полосы. И сейчас самые передовые в мире технологии простаивают. Да, "погорячились наши ребята" - создали то, что должно было появиться только через 50 лет (ну кому сейчас нужен носитель, выносящий на орбиту 120 тонн, или челнок с автоматической посадкой, или куча типов ракет, способных разогнать любой космический пилотируемый корабль до второй космической и посадить его на Луне, или Марсе). В этой связи я задал одному человеку на космодроме вопрос - а вот если -бы у вас были деньги, то по силам было-бы скажем сделать полёт на Марс? Он ответил - нет проблем, хоть завтра, да хоть посёлок на Луне… Да, в космосе у России такой солидный прорыв, что даже вся остальная экономика отстала на полвека. И по идее Россия должна делать всё, чтобы этот прорыв сохранялся! Но мы своими глазами видели, как происходит совершенно обратное и что наполовину то, что делается на Байконуре - делается благодаря энтузиазму работающих там людей… Это великая трагедия в мировой истории и об этом еще не раз наверное напишут (кстати, чтобы об этом не забыли - тоже надо постараться, а то через лет так 100-200 выяснится, что дорогу в космос открыла великая Америка), вот только узнаем-ли мы когда-нибудь - кто конкретно виновен в этом? Кто всё дело ведёт к тому, что "контрольный пакет акций" развития нашей цивилизации в космосе может оказаться в руках одной страны - США ?! Но мы ещё вернёмся к этой дискуссии…

К сожалению, в самом МИКе нам не разрешили вести съемку и даже не разрешили подняться на верхние ярусы, где находился настоящий Буран. Это было очень жаль, так как нас - физиков всё же больше интересовала техника, а не заброшенные шахты… Остаётся надеяться, что в следующий раз нам повезёт на этом объекте больше. А пока в качестве "утешительного приза" мы "спёрли" гайку для своего музея (за что просим прощения, но она там не была к чему-либо прикручена, а так, в общем лежала рядом).

Около 16.00 мы заехали в "святая - святых" - вторую площадку космодрома. Условно её можно разделить на 3 части. В первой расположены музейный комплекс (домики Гагарина, Королёва, столовая в стиле 60-х годов, музей площадки на территории бывшего солдатского клуба), жилой комплекс (несколько гостиниц старого "коридорного" образца, магазин "Союз", бассейн, та самая санчасть, солдатские казармы и другое), а также монтажно-испытательные комплексы носителя и кораблей "Союз" и "Прогресс". Вторая, если так можно выразиться "часть" - это Гагаринский старт (как его сейчас все называют), или старт носителей типа "Союз". Третья часть - это Измерительный пункт (ИП), где расположены телеметрические комплексы, станции космической связи, телевидение и те самые гостевые трибуны, откуда все гости наблюдают за стартом и откуда ведутся все репортажи о стартах космических экипажей и где служил в своё время ваш покорный слуга целых два года…

Конечно за одну поездку посмотреть всё на этой площадке было невозможно, поэтому на сегодня мы решили ограничиться посещением моей родной казармы и места где до сих пор у ворот старого МИКа космические экипажи докладывают о готовности к старту. О посещении казармы я здесь рассказывать не буду (это будет в моём рассказе). Только одно замечу, что конечно обидно было всё это видеть спустя 20 лет в полуразрушенном состоянии. Да, военные ушли и вместе с ними ушёл тот своеобразный колорит и порядок, который был здесь. Может это и к лучшему, но для меня это было просто больно и я долго не мог выйти оттуда и приношу свои извинения за ту небольшую задержку перед своими коллегами по поездке…

У входа в МИК "гагаринской" площадки. Именно на этом месте все космические экипажи (традиция сохраняется и по сей день) рапортуют госкомиссии о готовности к полету. Ну, "госкомиссию" вы уже видели, а теперь вот - "экипаж".

Старый МИК "Союзов" оказался уже фактически неработающим, но ещё неплохо сохранившимся. А 20 лет назад здесь кипела жизнь. И пока мы стояли у места, где белой краской по асфальту у входа в МИК обозначены места бортинженера, командира корабля и приёмной комиссии, мне в голову пришла наверное неплохая мысль - а ведь было-бы неплохо на этом месте (казармы, МИК и другие строения) организовать гостиничный и туристический комплексы ? Уверен, что это всё же лучше, чем сейчас - когда всё находится в таком плачевном полуразрушенном состоянии. Но где каждый кирпич уже по определению является историей…

Приблизительно в 17.00. мы всё же решили напоследок слегка вернуться и побывать у прототипа корабля Буран. Собственно это и есть сам Буран (всего их было сделано 5 штук: один, который летал - в МИКе, второй - здесь, третий в ЦПКИО в Москве, а где остальных два я не знаю).

Один из пяти построенных "Буранов" - прототип. Стоит по пути к комплексу "Энергия", недалеко от "гагаринской" площадки. (нас еле видно: питерцы стоят на правом крыле, я - наверху, где и нашел разбитый люк).

Покружив вокруг корабля и поснимав все на фото и видеоплёнку, мы все же поднялись на его крыло. Но я, как всегда, остался не совсем удовлетворённым и решил поднятья ещё выше - на "крышу" корабля. По закреплённым сзади металлическим конструкциям мне быстро удалось это сделать, а потом я был буквально шокирован и одновременно обрадован неожиданной находке - верхний иллюминатор Бурана был разбит наполовину, но этого было достаточно, чтобы попасть внутрь! Я тут-же "свиснул" ребятам снизу и сам мгновенно оказался внутри… Просто поразительно - как всё великое может быть простым! Конечно там не было приборов и всяких там выключателей, мониторов и кнопок, но все остальное практически один - к одному - кабина настоящего Бурана! Всё сделано из титана - лёгкие и прочные детали и конструкции. Кабина пилота разделена на две части - вернюю и нижнюю. Из нижней есть вход в орбитальный грузовой отсек, но он был задраен. Об остальном лучше не рассказывать, а смотреть фото и видеоматериалы… Уже по сложившейся традиции - "сперев" пару деталек и осколок от иллюминатора, мы выбрались наконец наружу. Облившись теплой водой, заначенной Аманом в пластиковой бутылке и совершенно усталые, но довольные, мы поехали назад - в город. Центральное шоссе космодрома по моим наблюдениям не ремонтировали действительно лет 20. Пазик трясло непрерывно, жара до 40 и поэтому подремать удалось только самому "непробиваемому" Жене Бражкину. Его не потревожил даже рассказ Дмитрия о том, что американцы, проехав однажды по этой дороге сочли это за хитрость русских, так как подумали, что, скрывая свои секреты, русские опять провезли их окольной дорогой. По пути мне удалось также сфотографировать очень необычный плакат, где нарисован русский космонавт и американская астронавтка, а сверху гласила надпись "ВМЕСТЕ - НА МАРС"!…

Дорога из города на площадки космодрома. Единственный плакат на ней с надписью "Вместе на Марс". На нем изображены русский космонавт и американская астронавтка. Американцы, когда первый раз ехали по этой дороге, посчитали, что русские снова их обманули, так как повезли "окольным" путем - настолько там их "растрясло" на ухабах. Действительно, качество этого "шоссе", мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но что делать: средства у города весьма ограничены (хотя отделка одной комнаты в Кремле наверняка стоит дороже).

На этом наш второй и самый бурный день (или ночь) на космодроме подошёл к концу. Об остальном (с 19.00 до 22.00) я и сейчас помню смутно, так как не смотря на сонное состояние мы еще что-то делали, обсуждали, ели, пили и потихоньку сходили с ума, пытаясь найти в городе ночной дискоклуб, пока не легли спать…

2 июля, в воскресенье по понятным причинам мы не смогли выехать на территорию космодрома, поэтому ограничились посещением музея истории строительства Байконура. На наш взгляд это самый "грамотный" музей города - как со стороны построения экспозиций, так и подготовленности экскурсовода. Я обратил на это обстоятельство внимание как раз потому, что в других музеях все экспозиции и экскурсоводы как правило здесь были на "любительском уровне". Даже не смотря на уникальность экспонатов… Но, несомненно, это даже не недостаток (упрекать людей, на чьём энтузиазме были построены все эти музеи было-бы просто аморально), а достоинство. Так как "любитель - экскурсовод" компенсирует недостаток информации эмоциями и кто знает - что иногда важнее!… Там же мы посмотрели несколько уникальных видеофильмов, где я посетовал на то, что они почему-то не доходят до широкого круга зрителей и еще раз выразил свои опасения по поводу недостаточной информации об истории и развитии Байконура и космонавтики вообще в России.

Вечером этого же дня мы побывали на Аллее славы, у монумента воинам - ракетчикам, погибших при испытании ракет Р-16 (24 октября 1960) и Р9А (24 октября 1963). Напротив аллеи славы я заметил еще одни "родные места" - казармы бывшего полка связи, где я провел первый месяц на Байконуре 20 лет назад и еще один большой госпиталь, в котором я также находился несколько недель в первые месяцы службы на космодроме…

Перед самым закатом Солнца нам удалось побывать на местном пляже реки Сыр-Дарья. Очень уютное и хорошо оборудованное место - с волейбольной площадкой, киоском с газировкой и (самое главное) - сероводородным источником, который сильной струей окатывал купальщиков из своеобразного душа. Запах, конечно, "не очень", но говорят полезноJ.

Сыр-Дарью удалось переплыть несколько раз, так как в июле она неширокая (около 50-60 метров), вода мутная, но без "промышленных" добавок. Говорят, что у неё коварное "двойное" дно - верхний слой твёрдого ила иногда сносится довольно мощным течением и бывает с людьми (были даже несчастные случаи). Но дно в этот раз не было таким коварным, а вот купающиеся женщины в пылу страсти игры в мяч в воде "залепили" Петру по голове. Да так, что тот едва не потерял свои контактные линзыJ.

3 июля - понедельник. Этот день по плану должен был посвящён посещению суперсовременного МИКа НПО им.Хруничева, а также стартовому комплексу "Энергия". Но из-за того, что произошло в этот день, все планы пришлось менять буквально "на ходу" и старт "Энергии" мы потом смотрели в большой спешке…

Итак, утром, в этот раз на УАЗике, мы отправились на северо-восточное направление - во "владения" НПО Хруничева. Шоссе этого направления заканчивалось громадным МИКом Протонов, космплексом носителей "Циклон" и небольшим жилым городком (некое подобие второй площадки). Но уже по пути на эту площадку все обратили внимание на готовящийся к старту Протон, который должен был стартовать утром 6 июля. Меня также неприятно удивил вид площадок, мимо которых мы проезжали. 20 лет назад здесь были в буквальном смысле "автомобильные пробки" и всё "сияло" свежепобеленными поребриками и стволами деревьев. Теперь - обшарпанные стены домов, покосившиеся линии заборов, тёмные амбразуры выставленных окон… Тем более было неожиданно появление в конце пути Монтажно-испытального комплекса НПО Хруничева. Контраст просто поражал! Солидный вид снаружи просто удивил нас, а вот то, что было внутри - просто "убило наповал". Такой чистоты и идеального порядка я не видел даже на Белоярской АЭС! Снимать нам там не разрешили, а жаль, так как вид у нас был довольно забавный - в полиэтиленовых тапочках и белых халатах с шапочками мы выглядели очень колоритноJ. Компьютер регистрирует каждые 10 минут количество микрочастиц в одном кубическом сантиметре, полностью автономная система регенерации воздуха и кондиционирования, собственная уникальная система водоочистки - в общем по сути огромный космический корабль, сделанный из бетона и стали, находящийся на раскалённых песках Кызыл-Кума. Впрочем, находясь внутри, полностью теряешь ощущения того - где ты на самом деле находишься… Главный инженер МИКа показал нам практически все помещения, даже заправочный комплекс для запускаемых на орбиту спутников. Но к сожалению в этот момент в МИКе не было ни одного аппарата и буквально через один день сюда должны были привезти жилой модуль "Звезда" для Международной Космической станции для монтажа с носителем "Протон", который должен был стартовать уже 12 июля (плотный график стартов, не правда-ли?). Но особенно долго и охотливо главный со своим коллегой рассказывали нам о том, как здесь работают "американы", которые только что запустили свой спутник (на том самом Протоне, старт которого мы наблюдали ночью). Для них даже специально на стенах нарисовали большими буквами стороны света, иначе водитель автопогрузчика - американец мог заблудиться. Раскрутить -же две русских гайки (законтрагаенные друг с другом) - это вообще проблема. Сначала они только через 10 минут понимают, что надо два ключа, потом еще 20 минут пытаются раскрутить, пока не подходит наш слесарь и с помощью ноги, прижимая один ключ, а также второй руки и крепкого слова - делает это за несколько секунд. А тележка на воздушной подушке, построенная местными мастерами для перевозки разных грузов вручную - повергла их просто в шок. Они долго не могли понять - как так русские запросто двигают огромные тяжести какой-то маленькой тележкой без колёс, в то время как у них (у американцев) здесь стоят привезённые из Америки многотонные, стоимостью в пару миллионов баксов, погрузчики ?!

И это, на самом деле, горькая шутка. Ведь по сути - все они очень узкоспециализированные специалисты. И проблема даже не в том, что он знает только этот блок и не знает стоящий рядом. Проблема в том, что он и не хочет этого знать. И поэтому когда мы спорим и сетуем о том, что почему сейчас Америка впереди, а не Россия, то у меня прежде всего все опасения связаны не столько обидой за то, что мы сейчас позади (хотя и это есть), сколько пониманием того - по какому пути, какой модели дальше будет развиваться наша цивилизация: или по пути узкой специализации, доведённой до абсурда и роботизма (американцы), или по пути развития всесторонне развитой личности каждого человека… Вот такие вот мысли преследовали меня во время всей этой экскурсии, после которой, опять же по сложившейся традиции, мы "сперли" из мусорного бака для бумаг американцев расписание их работы на какой-то день недели. Хотя зачем, так до сих пор и не понялиJ.

После посещения МИКа мы к сожалению не смогли побывать на комплексе носителя "Циклон", считающимся самым надёжным носителем в мире (из 130 запусков 129 удачных). Кстати именно по запускам этих носителей в своё время работало моё отделение телеметрии.

На обратном пути мы вновь стали проезжать мимо готовящегося к старту носителя "Протон". Дмитрий Шаталов, убеждённый в том, что в столь ответственный момент нас туда просто не допустят, по моей настойчивой просьбе, всё же остановил машину у КП комплекса. Именно этот момент и "перевернул" все наши дальнейшие планы и благодаря которому мы этот день запомним на всю оставшуюся жизнь…

Спрятав все свои фото и видео камеры куда подальше, мы напряжённо ждали Дмитрия около 20-ти минут. Когда он появился, то не скрывал своего удивления - нам разрешили посетить стартовый комплекс. Комплекс, на котором готовился к старту Протон! Но предварительно мы спустились в бункер, укрытый под невзрачным земляным холмом. Но то, что оказалось внутри нас поразило уже в который раз - длинный коридор до 100 метров в два этажа сиял чистотой. Внутри "евротуалеты", "евробар" и многое такое, что дало бы сто очков вперёд любому заведению типа кафе в Питере… Там мы получили короткий инструктаж по технике безопасности, после чего в сопровождении главного инженера комплекса последовали на сам старт. Здесь моё сердце вновь не выдержало и я робко попросил разрешение на несколько снимков… И в который раз, на удивление Дмитрия Шаталова, нам разрешили. Дальше можно всё описывать только в восклицательных тонах. Мы подробно ознакомились с системой заправки и обслуживания носителя, с его обслуживающей фермой и стартовым столом. Когда мы подошли к дюзам носителя и осторожно, даже нежно, коснулись его рукой, то в душе появился какой-то трепет. И одновременно жалость - от того, что такая красота сгорает за 10 минут в атмосфере Земли… Стартовый стол оказался настолько простым, что вызвало изумление. Особенно металлические створки у дюз носителя, из которых к нему шли все коммуникации и шланги и которые закрываются в момент старта за 0,2 секунды! Расплавленный бетон также стал предметом подробного изучения (пару кусочков также прихватили с собой).

Еще один снимок на фоне носителя "Протон".

Апофеозом всему стал момент, когда нас пригласили подняться на саму ферму, к вершине Протона. Вот где надо снимать фантастические боевики в стиле "Терминатор" и вот где по настоящему начинаешь гордиться достижениями и работой наших конструкторов и техников! Одно такое посещение даёт импульс патриотизма на порядок больше, чем тысячи слов. И когда говорят о том, что вот, мол, пора строить новый космодром, что Байконур уже "не тот" и "дорогой" для России - пусть съездят и посмотрят. И всё станет ясно…Здесь-же мы выяснили, что и Протоны в своё время были готовы к пилотируемой Лунной программе СССР, так как именно на этом стартовом комплексе сохранилась даже кабина для посадки экипажа в космический корабль.

Современные "пушечное ядро и Мюнгхаузены". На самой верхней площадке обслуживающих ферм "Протона", у вершины головного обтекателя носителя (высота около 65 метров).

Чтобы хоть немного остыть от нахлынувших эмоций и жары напоследок мы, в сопровождении одного из друзей Дмитрия, сделали краткую пешую прогулку на градирную установку, которая охлаждала весь этот громадный комплекс. По сути это небольшой оазис, где целое поле маленьких фонтанчиков создавало иллюзию присутствия на каком-нибудь отеле в Арабских эмиратах.

Мы не заметили, как пролетело целых 4 часа, и мы уже опаздывали на экскурсию по стартовому комплексу носителя Энергия. Тем не менее " мы рванули" и практически к концу рабочего дня, около 17.00, оказались у КПП старта Энергии. После долгих переговоров с диспетчером и одним из инженеров комплекса над нами всё-же сжалились и провезли к стартовому столу…

Всё увиденное далее можно охарактеризовать одним кратким словом - "РЕКОРД". Размеры стартового стола, карьера - а по сути целого каньона(глубина - 60 метров, в длину около 400 метров, шириной около 200 метров), куда уходят газы от выхлопов носителя, крепёжных элементов для носителя, обслуживающей фермы, директоров(высота - 110 метров)- просто не имеют аналогов в мире! Ещё бы. Ведь то, что стартует отсюда способно вынести на орбиту 120 тонн! Поражали не просто размеры, а солидный, фантастический и даже…свежий вид всех конструкций. Краска, которой были они покрыты 15 лет назад до сих имела практически первозданный вид! Мы чувствовали себя маленькими кроликами в чреве огромного удава…Тем более было обидно слышать, что это последний старт комплекса "Энергия - Буран", находящийся в рабочем состоянии. Инженер комплекса с надеждой в голосе рассказал нам о том, что может быть отсюда ещё стартует носитель "Энергия-М" (М - означает Маленькая), или новые носители типа "Ангара", но с каждым годом надежд всё меньше и меньше…Вот так постепенно, год за годом, ржавеет одно из лучших достижений человечества! И еще не один десяток лет слово "РЕКОРД" останется за этим комплексом - настолько вперёд ушла инженерная мысль и её воплощение в бетон и металл. Об остальном, я думаю, лучше расскажут наши фотоснимки. Тем более, что мой несносный характер заставил меня спустится в карьер и сделать несколько впечатляющих кадров…

Но, поскольку времени было "в обрез", мы пробыли на старте "Энергии" менее часа и вскоре взяли обратный путь в город. На этом еще один день на космодроме подошёл к концу. Хотя вечером у меня было несколько встреч с моими бывшими коллегами по службе, но об этом в следующий раз…

4 июля, вторник. Этот день был практически полностью посвящён посещению исторических мест космодрома: 2-я площадка - музей космодрома, домики Гагарина и Королёва, Гагаринский старт, ИП-1, юго-восточное направление - комплекс носителя "Зенит" и места гибели 76 человек - работников космодрома и маршала Неделина при испытаниях ракеты Р16 24 октября 1960 года.

В музее космодрома, расположенном в бывшем армейском клубе я был уже второй раз. Также как и в домиках Гагарина и Королёва. И, хотя это было 20 лет назад, я с удовлетворением заметил, что внешне практически ничего не изменилось. Только тогда мне, как солдату срочной службы мало что давали посмотреть и потрогать (ну разве что пыль в ванной Гагарина вытер, так как был пойманным комендатурой части за несанкционированное посещение магазина Союз). В этот раз мало того, что мы расписались в книге посетителей музея (наши пожелания находятся четвертыми кстати после памятной надписи губернатора Росселя), а Евгений Бражкин переснимал на видео всю еду в тюбиках, которые выставлены там - как на витринах магазина (опять он был голоден !), так, к тому же мне удалось примерить скафандр пилота корабля Союз а Пётр освоил все кресла того-же корабля, что зафиксировано на видеокамеру. Но, поверьте, это не "бравое бахвальство", а просто по детски человеческая радость от того, что нам так близко удалось прикоснуться к истории. И каждое прикосновение к любому предмету музейного комплекса вызывало у нас чувство гордости за то, что мы, наконец, увидели то, что давно хотели увидеть! Незабываемой также осталась особая обстановка времен 60-х годов в домиках. Это, пожалуй, самые ценные, если так можно выразиться, экспонаты музея. Разумеется фотографировать мы там не стали, но есть неплохие видеокадры…

На Гагаринский старт мы приехали сразу-же после музейного комплекса.

В это время на старте велись профилактические работы, погода была пасмурной и времени было немного. Поэтому мы недолго задержались на самом стартовом столе, у памятника 1-му спутнику Земли (там же спрятан ещё один значок АСФ) и посмотрели на окрестности. Сам стартовый стол и фермы выглядели, по сравнению с махинами Протонов и Энергии - как легковая машина по сравнению с грузовиками. Но именно так же они смотрелись как - то "по домашнему", уютно - как токарный станок за которым работают люди каждый день… Я же всё время порывался сходить ещё в два, только мне известных места на этом старте - это бетонный козырёк старта со стороны карьера, где в стороне от чугунных плит, куда не попадает пламя от дюз ракет, - расписывались многие годы дембеля, отслужившие в этом месте. Кроме того в 600 метрах от комплекса - на пути к ИП-1 - находится "космическое кладбище" (так мы назвали это место во время службы), куда стаскивали раньше все отработанные, или аварийные дюзы и обломки от ступеней ракетоносителей. Романтичнее места трудно себе представить. Но, к сожалению, нас туда не отпустили, ссылаясь на нехватку времени.

Старт цивилизации №1. Сейчас отсюда стартуют все пилотируемые корабли типа "Союз". Сам носитель "Союз" имеет всоту 45-50 метров, диаметр - 4 метра, масса полезного груза - до 12 тонн (основное топливо - керосин, "экологически чистый" носитель). В отличие от крупных стартовых столов здесь фермы не отъезжают, а расходятся (как лепестки) во время старта. Эта конструкция до сих пор во многом уникальна.

После стартового комплекса по моей убедительной просьбе автобус повернул в сторону ИП-1. У основного городка второй площадки, около своей казармы, я попросил остановить автобус… Этот отрезок пути длиной в километр я запомнил на всю жизнь. По моим прикидкам я прошел его более 3000 раз: каждый день службы по 2-4 раза… Поэтому я не мог сдержаться и, отправив автобус вперёд - к КПП Ипа, - я прошёл снова этот отрезок пути пешком…Но подробнее о своих воспоминаниях и чуствах я расскажу, как и обещал, позднее. Надо сказать, что на Ипе нас "не ждали". Поскольку этот объект до сих пор находится в ведении военных, и поскольку они нас так, не смотря на неожиданный визит, приветливо встретили, я не буду, к сожалению, рассказывать о том, что мы там видели. Скажу лишь, что жаль, что было так мало времени и я не успел посмотреть на свою родную часть так, как я хотел. Но зато я был несказанно рад услышать то, что оказывается та телеметрия, на которой работал я всё еще оказывается работает! Кроме того посидел в родной курилке у своего рабочего места. А самое главное - мы побывали на "гостевых трибунах" Ипа - именно тех трибунах, откуда все приезжие знаменитости наблюдают старт и откуда обычно раньше велись съёмки телевидения. Перед предстоящим стартом корабля "Прогресс" несколько человек в военной форме рядом с трибунами приводили в порядок поверхность асфальта. Подумав по привычке, что это солдаты срочной службы, я подошёл, чтобы предложить покурить, но вдруг увидел на погонах лейтенантские звёздочкиJ. Да…Времена меняются…Нам в своё время за это "платили" 3 рубля 60 копеек в месяц. Но, собственно и сейчас, насколько я понял, зарплата военных не так велика, чтобы ей гордиться.

Моя родная площадка: ИП-1. У гостевых трибун, с которых обычно все приглашенные гости и телевидение наблюдают старты всех пилотируемых кораблей (Гагаринский старт - прямо по курсу, за трибунами, под которыми находится бар).

Комплекс носителей Зенит находится значительно в стороне от 2-й площадки, практически рядом с ним - место экспериментальных стартов боевых межконтинентальных ракет. Генеральным конструктором всех машин, запускаемых отсюда был Янгель. Только чудо спасло этого гениального конструктора от гибели: в момент, когда неожиданно сработало зажигание уже заправленной второй ступени ракеты Р16 (3 метра в длину, 33 метра в высоту) и прожгло первую, заправляемую топливом, ступень и пламя мгновенно охватило 74 человека (в том числе маршала Неделина), - он спутился покурить в бункер комплекса…Памятник погибшим поставили на месте трагедии только в прошлом году, и до последнего времени тайна гибели всех этих людей скрывалась под грифом "секретно". И лишь благодаря настойчивости офицеров, служивших на космодроме, история этой трагедии и героические имена погибших были восстановлены. Через три года, также 24 октября случилась подобная трагедия в момент выхода ракеты одной из шахт, где мы были в первый день на космодроме. С тех пор 24 октября с космодрома Байконур не запускается ни один носитель…

После случившегося Янгель дал себе слово построить такой носитель, который бы готовился к старту абсолютно автоматически - без участия людей. И такой носитель был создан - им стал "Зенит". После его доставки на стартовый стол оператор, за несколько часов до старта, поворачивает "ключ на старт" и дальше всё происходит автоматически - вплоть до отделения ракеты от земли. А если посмотреть на то - как "банально просто" выглядит стартовый стол, то создаётся впечатление, что эту ракету сможет запустить и ребенок. Настолько всё просто и надежно - никаких громоздких ферм, больших карьеров и сотен кубов бетона! Неудивительно, что именно этот носитель выбран для реализации международной программы "Морской старт". Кроме того Зенит считается самым экологичным носителем в мире, выносит на орбиту до 14 тонн и даже в своё время был приспособлен для выноса на орбиту космического корабля с экипажем! Но вот одна беда - производился он в своё время в Днепропетровске, а с Украиной договориться, как вы сами понимаете,довольно сложно. И ещё одна прекрасная космическая программа может уйти "под ржавчину"! В распоряжении России осталось всего пять таких носителей, а дальше судьба этого комплекса неизвестна…

Едва мы сошли с асфальта, где 15 лет назад стоял М.С.Горбачёв, как сразу на большой скорости повернули обратно в город, где нас ожидала встреча с главой его администрации. Опаздывать было нельзя и поэтому мы даже не притормозили, когда встретили по дороге едущий на заправку на железнодорожной платформе модуль станции МКС "Звезда". Его старт планировался на 12 июля.

"Ноль Первый" - именно такой "ник" имеет глава администрации города Байконур Геннадий Дмитриевич Дмитриенко. Да и номер его машины (Ford Expedition) также соответствует - А001АА. Апартаменты и сам кабинет Геннадия Дмитриевича заставляют надолго отвлечься от разговора и просто созерцать - уникальные модели всех типов ракетоносителей, позади стола гербы двух государств и космодрома, а напротив огромный телеэкран, на который выносится информация о жизнедеятельности города через локальную компьютерную сеть.

С тех пор, как я последний раз встречался с Геннадием Дмитриевичем - около 18 лет назад, - он несколько "поправился", но взгляд, скорость мысли, общения и характер все те -же. Да и потом, как он сам справедливо заметил, - он "начальник и ему положено"J… Наша беседа велась с участием его заместителя по делам молодёжи и туризму и Дмитрия Шаталова. После того, как мы вручили "ноль первому" наши презенты от АСФ, а он позднее вручил нам уникальные вымпелы и журналы города Байконур (при этом поставив свой автограф и печать на вымпелы города !), мы рассказали о том, как доехали и вообще зачем нам так нужны визиты на космодром.

Действительно, визиты студентов - физиков в научно-технические центры России крайне важны. Они нужны нам для более четкого понимания конкретного воплощения научных физических и физико-технических исследований в реальные технические и практические достижения. Кроме того , после таких визитов почти каждый студент более целенаправленно ориентирует свою дальнейшую подготовку в дальнейшей научной карьере. И, наконец, по итогам таких визитов каждый его участник и АСФ в целом вносят немалый вклад в дело пропаганды научно-технических достижений России в обществе и среди студентов и старшеклассников в частности. Космодром Байконур, таким образом, является в этом плане просто уникальным объектом и мы просто убеждены в том (а после нашей поездки наши убеждения ещё больше укрепились), что наша нация должна больше знать и гордиться своим космодромом и его людьми, что необходимо срочно усилить работу среди молодёжи нашего общества по пропаганде наших космических научно-технических достижений - чтобы все знали, что нам есть чем гордиться и есть с чем идти в будущее… А пока школьники уже не только не знают фамилию первого человека, который вышел в космос, но некоторые даже уверены в том, что первый спутник был запущен американцами. Это горько осознавать…

Геннадий Дмитриевич, выслушав все наши доводы, покивал головой и заметил, что нам надо было появиться у него в самом начале поездки и тогда многие "разрешающие подписи" были бы просто лишними: - "…а то мне говорят в ФСБ - вот , мол, приехали туристы, они - мол хотят на этих поездках бизнес делать". Это было сказано шутливым тоном, но, однако, за несколько часов до этой встречи Дмитрий Шаталов мне рассказал о том, что, действительно, "определённые органы" нас проверяли и даже показал мне распечатку с лазерного принтера страницы … нашего сайта в Екатеринбурге, где рассказывалось о нашей предстоящей поездке.

Наши партнёры по переговорам конечно ничего не имели ввиду, но всё равно мнение "компетентных органов" нас не просто удивило, а даже несколько шокировало (хотя приятно осознавать, что наш сайт так популярен). С таким подходом решать те проблемы, о которых мы только что говорили крайне сложно. Мы же в свою очередь вспомнили, как собирали деньги на эту поездку и, признаюсь, это было не так легко…

На приеме у Главы администрации города-космодрома Байконур Геннадия Дмитриенко.

Ну да "бог с ним", как говорят. Геннадий Дмитриевич кратко рассказал нам о том, какие проблемы были у города 5 лет назад, как появилось решение о создании Федерального Космического Центра "Байконур" и какова жизнь города и космодрома сейчас. По идее всё должно быть неплохо, но в отличие от объектов, находящихся непосредственно на территории города и подчиняющихся его администрации, на площадках всё обстоит иначе. Практически все они отданы различным ведомствам, корпорациям и министерствам. Город (т.е. Федеральный Космический Центр) там практически не имеет никакого влияния, кроме некоторых вопросов, связанных с охраной (и то не всегда) и инфраструктурой. В результате общее управление комплексами космодрома затруднено, а, по мнению главы администрации, должно находиться в одних руках. И это наверное логично и к этой схеме стремится администрация Федерального Космического Центра.

На наш вопрос - а почему до сих пор не созданы специальные программы посещения космодрома, или хотя-бы интернет - сайты, рассказывающие о Байконуре и о космической программе России в целом(по типу сервера NASA), Геннадий Дмитриевич справедливо заметил, что для того, чтобы это было создано нужно, чтобы это было бы кому то нужно. Как это ни странно, но именно Байконур в данном случае (помимо самого государства) является едва ли единственным заинтересованным "лицом" в этом деле. А всем министерствам, ведомствам и тем более корпорациям - это не надо. Хотя, конечно, некоторая помощь всё же имеется: так, например, интернет в городе появился именно от НПО Хруничева. Но эти случаи к сожалению единичны. В то время как сам город нуждается и стремится к осуществлению программ визитов в Федеральный Космический Центр, созданию музейного комплекса и выходу в интернет. А пока даже информация о том, что мы иногда смотрим прямые репортажи о стартах на Байконуре по интернет через сервер NASA вызвало у администрации города изумление…

Мы выразили от лица Ассоциации готовность помочь всем, чем можем. И , хотя наши возможности весьма скромны, тем не менее, хоть небольшую лепту в это достойное дело мы готовы внести, что подкрепили в договором - протоколом о намерениях с МКШ.

Наша первая встреча продолжалась около 30 минут, после чего Геннадий Дмитриевич пригласил нас на вторую встречу - после старта Протона - утром следующего дня.

5 июля 2000 года для нас начался очень рано - в 2 часа ночи, так и не выспавшись совсем, мы вновь ожидали наш автобус во дворе МКШ. Ночная прохлада, журчание воды у арыков во дворе школы необыкновенно располагали ко сну на скамейках. И только прыгающие одинокие маленькие лягушки отвлекали нас от сна. Водитель Аман готовил автобус к отправке, мы ждали Дмитрия Шаталова, а я всё думал о нашей встрече с "ноль первым". У меня осталось чувство какой-то незаконченности этой встречи и ощущение того, что что-то я не то, или не так сказал и что мы о чём то ещё не поговорили. Может быть это было связано с тем, что было мало времени, может то, что происходило всё слишком официально. Впрочем, чего гадать, - подумал я , - при следующей встрече и посмотрим.

На очередной старт "Протона" (не правда ли - звучит ?) мы едва не опоздали, так как по пути случилась непредвиденная поломка двигателя автобуса. Слава богу всё обошлось, и мы за полчаса до старта подъехали к КП стартового комплекса, где уже скопилось немало машин и телекамер. Рядом с нами, например, расположилась камера ОРТ и еще, судя по репликам, несколько американских репортёров с навороченными фотообъективами. Так как мы стояли за периметром КП, мы не слышали отсчёта времени и поэтому непрерывно следили за Протоном, на котором мы были и трогали 2 дня назад. Сейчас он выглядел просто фантастично - обслуживающая ферма отъехала назад - за 200 метров от стола, сам носитель освещался огромными - как на стадионах прожекторами, а за ним занимался рассвет. Поэтому его темные контуры на фоне рассвета необыкновенно дополнялись искусственным светом.

Утренний старт "Протона", 6 августа 2000 года (того, на котором остались наши отпечатки пальцев).

Небольшая пауза в 10-15 минут, в течении которой только щелчки фотокамер нарушали царившую тишину вокруг нас. И наконец старт! Сначала вспышка, потом ракета сначала медленно, как бы "нехотя" поднимается вверх. Через несколько секунд до нас доходит звук - резкий хлопок воздуха и уже знакомый звук протовских двигателей. Через некоторое время носитель начинает освещаться в небе Солнцем, еще не поднявшемся из за горизонта… Неописуемое зрелище! По сравнению с ночным стартом разделение ступеней видно не так эффектно, но вид самого носителя на первых секундах полёта (ночью его не видно - только пламя от двигателей) просто потрясает.

"Протон" уходит в космос...

На видеопленке, отснятой нами на старте всё это видно неплохо, но всё же передать все ощущения, которые испытываешь непосредственно на старте, просто невозможно. Хотя к этому рассказу я прилагаю небольшой видеоролик о старте Протона 12 июля (с модулем "Звезда"), который как две капли воды похож на тот старт, о котором я только что здесь написал…

Старт состоялся в 5 с небольшим утра, вернулись мы на отдых только к 7 утра. А вторая встреча с Геннадием Дмитриенко была намечена на 10 утра.

…это надо было видеть (и есть даже видеокадры !) - как мы "вставали" полдевятого утра! Самым "живучим" оказался Пётр Толстой, который убеждал Женю Бражкина встать с дивана примерно следующим образом : "…ну давай мы сейчас одну ножку поднимем на пол, потом вторую, потом пойдем к дяде Гене и он подарит нам большую красную ракету!…".

Мы всё-таки опоздали на встречу с Геннадием Дмитриевичем на 10 минут, за что до сих пор не можем себя простить. Но, всё же, если учесть тот невообразимый "график", по которому мы жили все эти шесть дней на космодроме (я не зря приводил в рассказе время наших поездок, чтобы подчеркнуть таким образом сложность нашего личного расписания), то совершенно очевидно, что к концу мы просто были очень утомлены.

Однако в 10 часов 10 минут Геннадия Дмитриевича на месте не оказалось и мы отправились на экскурсию в ещё несколько уникальных мест города - музей радио, телеметрического комплекса космодрома и "нулевой квартал", где началось строительство всего города и где находилась знаменитая "Гагаринская беседка".

Музей был оказался на неожиданность очень интересным - вот уж где мы не ожидали увидеть самые первые ЭВМ в России типа "Урал-2", или первые блоки оперативной памяти типа "ДИМ" величиной с грецкий орех. Очень интересными оказались макеты ИПов космодрома, в том числе и макет ИП-1 с фотографиями его руководящего состава (в том числе Г.Д.Дмитриенко) и многое другое…

На нулевом квартале мы пробыли очень недолго - только успели побывать в Гагаринской беседке, где Королёв принял в беседе с Юрием историческое решение о том, что именно он полетит первым. "Беседка" на деле оказалась довольно приличным по масштабам сооружением. Скорее она похожа на большую террасу, построенную исключительно из дерева. Удивительно, но за 40 лет её практически не ремонтировали. Деревянные конструкции в значительной степени рассохлись, но всё ещё достаточно крепки…Вообще же, когда бываешь в подобных местах, необыкновенно ощущается "дыхание времени". Такое ощущение, что вот сейчас прямо, из-за соседней аллеи выйдут Королёв с Гагариным и пройдут мимо тебя… Наверное что то в этом есть - в этом "дыхании времени", что то непонятное, загадочное и мистическое…

Однако мысли о времени и о мистике у меня быстро улетели, когда я услышал, что Дмитриенко готов с нами снова встретиться. И через несколько десятков минут мы снова были у него в кабинете.

В это раз мы говорили ещё меньше, но зато впечатлений осталось гораздо больше. С самого начала "ноль первый" посетовал на то, что только что видел нас с репортажа о старте по ОРТ: - " Я уже который раз на старте, ну хоть бы раз показали, а вы - в первый раз - и уже на ТВ!". Однако, в момент разговора, о старте повела репортаж телекомпания НТВ и уже в нём мы отчётливо увидели Геннадия Дмитриевича! Так что "отметились" в этот раз все, вот только записать репортаж ОРТ нам так и не удалось…

После того, как нам вручили памятные подарки о посещении космодрома, ребята "вконец оборзели" и мало того, что "облазили" весь кабинет, так Пётр еще к тому же уселся за стол Главы администрации и с трубкой телефона непринуждённо позировал перед фотообъективом! Однако Геннадий Дмитриевич взирал на это совершенно спокойно, а под конец мы сфотографировались у его рабочего места.

Прощаться было, лично мне по крайней мере, тяжело. Но внешне всё выглядело, как будто мы встретимся уже на следующей неделе. Хотя когда мы приедем в следующий раз предположить не может никто. Мы запланировали очередную поездку на текущую осень этого года, но обстоятельства уже складываются таким образом, что подобная поездка может состоятся не ранее зимы - весны следующего года…

На стартовом столе носителя "Энергия". Это единственный старт, который до сих пор находится в рабочем состоянии. Рзмеры носителя и самого сооружения действительно впечатляют (высота "Энергии" - около 90 метров, масса полезного груза - 120 тонн, основное топливо - водород. Эти параметры до сих под рекордные). "Клыки" справа и слева - это специальные держатели носителя. Трубы - система гашения огня.

Вот и закончилось наше пребывание на космодроме Байконур. Дмитрий Шаталов, прощаясь с нами на перроне Тюра-Тама, выразил уверенность в том, что даже для него эта поездка во многом была уникальной и что вряд ли подобное может повториться в следующий раз. Мы же не скрывали своих благодарностей. Ещё бы: ведь именно Дмитрию пришлось приложить столько усилий, чтобы получилось то, что получилось.

На Тюра-Таме вечером обратно мы поехали в сторону России на казахстанском поезде "Алма-Ата - Актюбинск (Актобе)" . Поезд был удивительно чистым и даже работали кондиционеры. Не смотря на то, что по идее мы должны были уснуть, тем не менее, до самого вечера никто практически не спал. До Актюбинска мы ехали около 12 часов. Стоимость билета составила 250 рублей.

6 июля утром мы вышли из поезда и уже через час, поменяв у местных валютчиков рубли на тенге (1 к 5), купили билет на автобус "Актюбинск - Оренбург". Стоимость билета в рублях - около 100. Не слишком комфортно, но через 6 часов мы были уже в России - в Оренбурге. Однако то, что мы увидели там на ж.д. вокзале заставило нас содрогнуться. И здесь, исполняя своё обещание, данное мною там в давке в очереди у касс, я предупреждаю всех, кого судьба занесет в Оренбург и особенно на его ж.д. вокзал: сделайте всё, чтобы оттуда уйти как можно скорее, ни в коем случае не пытайтесь уехать железной дорогой - только автобусами! Ибо отстойнее места просто трудно себе представить! Нам хватило и 2 часов, чтобы убедиться в этом и мы "пулей" вернулись на автовокзал, где благополучно отправились на автобусе до Уфы.

До Уфы мы добирались "с шиком", в полупустом Икарусе и любовались красотами Южного Урала. Приехали мы уже затемно - около 23.00. Стоимость билета составила также около 100 рублей. Таким образом, против 1300 рублей и полутора суток на поезде от Самары до Тюра Тама, обратно, но уже до Уфы, мы добрались за те - же полтора суток, но за 450 рублей.

Ракетоноситель "Союз". Памятник этому трудяге был отреставрирован несколько лет назад и сейчас находится в отличном состоянии (хоть в космос посылай).

В Уфе я расстался с ребятами, которые решили погостить ночь и утро следующего дня у наших друзей по АСФ (правда хорошо быть членом АСФ, когда в разных городах есть друзья ?). Около часа ночи я сел на поезд, следующий до Челябинска, куда прибыл утром 7 июля, а уже через 4 часа я на автобусе подъезжал к родному Екатеринбургу.

Вот так и закончилась моя личная историческая поездка. Потом я ещё долго всем своим друзьям и знакомым буду рассказывать и показывать о том, что было. Но главным ощущением того не удается поделиться ни с кем. Ощущением того, что где-то там, южнее Екатеринбурга на 2000 км, на территории Казахстана живёт и работает удивительный город - небольшой, суперсовременный и такой по-человечески ранимый. Город и космодром, достойный войти в элиту лучших городов мира.


7 ноября 2000 г., г.Екатеринбург
Александр Арапов


[НАЗАД] ::: [НАВЕРХ]